©2008. Все права защищены

О суде

В Иркутской губернии формирование системы Государственного арбитража относится к началу 20-х годов, что было вызвано экономической необходимостью. Так, в 1921 году в Иркутске возникают промысловые артели, ряд предприятий переводится на полный хозрастчет.

 

В 1923 году в губернии действовали 831 торговое предприятие, 233 кооператива и 3632 частных предприятия, из 114 промышленных заведений действовало 73 завода и фабрики.

Постановлением Президиума Исполнительного комитета Иркутской губернии Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов от 12 января 1924 года была образована Иркутская губернская арбитражная комиссия. В ее состав входили председатель и 5 членов от крупнейших предприятий, организаций и учреждений губернии. В 1926 году были введены должности секретаря и консультанта. Первыми членами Иркутской губернской арбитражной комиссии были: председатель - т.Сенцов (Иркубисполком), в 1926 году его заменил т.Шапкин; члены: от Иркутского отделения "Хлебопродукта" - т.Плис, от коммунального отдела Иргубисполкома - т.Лосевич, от "Лензолота" - т.Краукле, от Госбанка - т.Миронов.

В 1930-31 годах Восточно-Сибирскую краевую арбитражную комиссию возглавлял т.Преферансов Л. Л. (член Президиума Крайплана), его заместителем был т. Позан Н., члены комиссии: от президиума Иркутского горисполкома - т. Извощиков, от коллегии Краевого Земельного управления - т.Дворянов, от Лестреста - т.Васильев, т.Смолкин (директор пимокатной фабрики),т.Гульбе (директор обувной фабрики), т.Коношенок.

Постановлением ЦИК и СНК от 4 марта 1931 года арбитражные комиссии были упразднены, и им же была предусмотрена подведомственность споров между организациями судебным органам, а правительствам союзных республик поручено установить подсудность дел и выработать порядок передачи их из арбитражных комиссий в соответствующие суды.

Постановлением было предусмотрено, что при рассмотрении дел в судебных органах между предприятиями участвуют работники хозяйственных органов. Впоследствии это положение пересмотрено, так как признано целесообразным воздержаться от передачи этих дел судебным органам и образовать систему государственного арбитража. 3 мая 1931 года ЦИК и СНК СССР утвердили Положение о Государственном арбитраже, где отмечалось, что Госарбитраж "учреждается для разрешения имущественных споров между учреждениями, предприятиями и организациями обобществленного сектора в направлении, обеспечивающем укрепление плановой и договорной дисциплины и хозяйственного расчета". 30 мая 1931 года был учрежден Государственный арбитраж при СНК РСФСР.

В 1931 году Восточно-Сибирский краевой Государственный Арбитраж возглавлял Сорвачев, заместителями его были Преферансов, Позан, членами арбитража: Коропотницкий (Крайплан), Коган (Фининститут), Бек (Востсиблес), Басов (Огиз), Мехеев (Охотрыбаксоюз), Котельникова (член ВСКИКа). В 1932 году состав был дополнен еще семью членами: Муращенко (Востсибуголь), Альтшуллер (Скотоводтрест), Толстоухов (Крайколхозсоюз), Коношенок (Управление Комбанка), Мильштейн (Управление Всекрмбанка), Окладников (ЦЭС).

В 1935 году работу Госарбитража в крае возглавлял т.Сапрыкин. Первая половина 30-х годов была самой тяжелой в деятельности Восточно-Сибирского краевого Государственного арбитража. Штат в 1935 году был утвержден в количестве 11 человек, причем не было ни одной должности постоянного арбитра (они были приходящими и работали, как правило, по совместительству, получая по 30 рублей за заседание), только в июне 1935 года были введены 3 должности постоянных арбитров, которые и вели основную работу (ими разбиралось до 80 % дел).

В годы Великой Отечественной Войны объем работы был сокращен (11584 дела в 1943 году) и штаты уменьшены до 4 человек.

Но уже в 1944 году Облисполкомом указывалось, что "на расширение практики выдачи приказов одновременно с решениями, проявление инициативы в возбуждении дел и в постановке вопросов перед исполкомом, принято активное участие в заключении хозяйственных договоров на 1944 год".

После принятия Конституции 1977 года арбитраж был признан конституционным органом. Его деятельность стала определяться Законом "О Государственном арбитраже СССР". Иркутский госарбитраж стал именоваться Государственным арбитражем при Исполнительном комитете Иркутского областного Совета народных депутатов.

До 1991 года его функции, задачи, подчиненность не менялись. В 1991 году изменилась подчиненность госарбитража. На основании Указа Президента РСФСР № 75 от 22.08.91 года "О некоторых вопросах деятельности органов исполнительной власти в РСФСР" Исполнительный комитет Иркутского областного Совета народных депутатов решением № 336 от 30.09.91 года прекратил свою деятельность и передал свои функции управления Администрации Иркутской области. Государственный арбитраж стал осуществлять свою работу при Администрации Иркутской области.

С вступлением страны в период формирования рыночных отношений встал вопрос о создании такой независимой судебной системы, которая бы специализировалась на разрешении экономических споров между самостоятельными хозяйственными предприятиями и организациями. Такая система была создана Законом РСФСР "Об арбитражном суде", принятым 4 июля 1991 года. Ее задачи определялись следующим образом: 

  •  осуществление судебной власти при разрешении споров, вытекающих из гражданских правоотношений (экономические споры) и из правоотношений в сфере управления (споры в сфере управления);
  • защита прав и интересов организаций и граждан;
  • единообразное и правильное применение законодательства.

Организация, порядок деятельности арбитражного суда стали определяться Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации, принятым 05.03.92 года и введенным в действие с 15.04.92 года (Постановление Верховного Совета РФ от 05.03.92 г. № 2447/1-1).

В соответствии с Законом Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "Об арбитражном суде" от 24.06.92 г. и постановлением Верховного Совета РФ № 3173-1 от 02.07.92 года Иркутский госарбитраж был упразднен и на его основе создан Арбитражный суд Иркутской области с подчинением Высшему Арбитражному Суду РФ.

Введение в июле 1995 года Федерального конституционного закона "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и нового Арбитражного процессуального кодекса РФ, определившего судебно-арбитражное судопроизводство, ставших реальным осуществлением планов по проведению судебной реформы, позволило разрешать экономические споры более оперативно и эффективно.

Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в РФ" 1995 года ввел в систему арбитражных судов третий уровень - окружные федеральные суды, ставшие промежуточной инстанцией между областными судами и Высшим Арбитражным Судом РФ.

В связи с этой реорганизацией существенно изменились функции Высшего Арбитражного Суда. Теперь в Высшем Арбитражном Суде конкретные дела в порядке надзора рассматривает единый орган - его Президиум. Сделано это для того, чтобы была реальная организационная возможность для обеспечения единства судебной практики.

С 01.09.2002 г. вступил в действие новый арбитражный процессуальный кодекс РФ. Одной из главных причин принятия нового АПК РФ – крупномасштабные экономические и социально-политические преобразования, осуществляемые в стране.

В период 1939 года должности Главного Государственного арбитража при Иркутском облисполкоме занимали:

1939 г. - Ульянов В. В.
29.09.39 г. - 28.08.43 г. - Кузнецов Т.М.
28.08.43 г. – 24.02.53 г. – Барзман М.М.;
24.02.53 г. – 19.05.55 г. – Шабалин И.И.;
19.05.55 г. – 15.02.57 г. – Сердюков П.П.;
15.02.57 г. – 02.04.58 г. – Гнедич С.С.;
02.04.58 г. – сведений нет – Гимельштейн Н.Г.,Гончаров В.М., Амосов С.М.

Амосов С.М. первым возглавил Арбитражный суд Иркутской области, а затем был утвержден председателем Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.

С 16 декабря 1995 года Арбитражный суд Иркутской области возглавляет Заслуженный юрист Российской Федерации Юдин Виктор Гаврилович. С момента организации арбитражных судов в Российской Федерации – 05.03.92 г., - Арбитражным судом Иркутской области на конец 2003 года дел рассмотрено на 170 % больше, чем в 1992 году; и на 248,3 % больше, чем в 1993 году.

Приведенный показатель свидетельствует о том, что созданная системы арбитражных судов оправдывает себя. Субъекты спорных правоотношений верят в то, что при обращении в арбитражный суд их права и законные интересы будут надежно защищены.