©2008. Все права защищены

Дела о банкротстве

Дела о несостоятельности (банкротстве) статьей 33 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации отнесены к специальной подведомственности дел арбитражных судов.

Эти дела рассматриваются арбитражными судами по заявлениям должников, кредиторов и иных заинтересованных лиц в порядке, установленном Главой 28 АПК РФ и Федеральным Законом Российской Федерации № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г., кроме того, законодательство, регулирующее отношения в сфере признания должников несостоятельными (банкротами), помимо АПК РФ и ФЗ РФ № 127 от 26.10.2002г., включает Гражданский Кодекс Российской Федерации, в частности статьи 60-65, ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» от 25.02.1999г., ФЗ РФ «Об особенностях несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24.06.1999г. (утрачивает силу с 01.01.2005г.)

Несостоятельность (банкротство) должника в соответствии со статьей 2 ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002г. – это признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

В соответствии с Законом о банкротстве несостоятельными могут быть признаны как юридические, так и физические лица – индивидуальные предприниматели, также в Законе содержатся положения о банкротстве граждан, не являющихся предпринимателями, однако в настоящее время они не подлежат применению до внесения соответствующих изменений в Гражданский Кодекс РФ, поскольку аналогичные нормы в нем отсутствуют.

Статьей 25 Гражданского Кодекса РФ предусмотрено, что физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не способное удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признано несостоятельным (банкротом) по решению суда. С момента вынесения такого решения утрачивает силу его регистрация в качестве индивидуального предпринимателя.

Заявление о признании должника банкротом могут подать сам должник, кредиторы и иные заинтересованные лица. Подается оно в арбитражный суд по месту нахождения должника, независимо от того, кто подает это заявление.

В Законе о банкротстве предусмотрены основания, по которым должник вправе подать заявление (статья 8 Закона о банкротстве), и случаи, когда должник обязан подать такое заявление (статья 9 Закона о банкротстве), а также ответственность руководителя должника, когда эта обязанность не исполнена (статья 10 Закона о банкротстве).

В Арбитражном процессуальном Кодексе сохранена общая норма о коллегиальном составе судей для рассмотрения дел о банкротстве. Вместе с тем в новом Законе о банкротстве установлены случаи вынесения судьей единолично ряда определений.

Так, определения о введении наблюдения, о подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству, по результатам рассмотрения заявлений и ходатайств арбитражного управляющего, в том числе о разногласиях, возникших между ним и кредиторами, а в случаях, предусмотренных Законом о банкротстве, между ним и должником, о рассмотрении жалоб кредиторов о нарушении их прав и законных интересов.

В новом Законе увеличен срок рассмотрения дел о банкротстве с трех до семи месяцев, так как исходя, из всех действий, которые должны быть, совершены лицами, участвующими в деле, и арбитражным судом до рассмотрения дела по существу трехмесячный срок оказался явно недостаточным.

В АПК предусмотрено, что дела о банкротстве рассматриваются только профессиональными судьями, участие арбитражных заседателей не допускается. Эта норма установлена в части 3 статьи 17 АПК и подчеркнута в части 2 статьи 223 Кодекса.

Вопросы обжалования определений конкретизированы в статье 61 Закона о банкротстве.

Определения, принимаемые по результатам рассмотрения заявлений, жалоб и ходатайств лиц, участвующих в деле, установления обоснованности требований кредиторов, обжалуются в порядке, установленном АПК. Иные определения арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, могут быть обжалованы в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня их принятия. По результатам рассмотрения жалобы суд апелляционной инстанции не позднее чем через 14 дней принимает постановление, которое является окончательным.

Законом о банкротстве предусмотрено применение следующих процедур банкротства в отношении должника: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсного производство и мировое соглашение.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

Финансовое оздоровление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

Мировое соглашение - процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

Следует отметить, что законодательство банкротстве и практика его применения нуждались в реформировании, поскольку некоторые законоположения не только не препятствовали чисто механическому возбуждению дел о банкротстве, но, и не исключали возможности различного злоупотребления со стороны должников, кредиторов, арбитражных управляющих. Однако, как показывает ознакомление с текстом нового закона, он содержит ряд новел, но некоторые новые законоположения при их реализации могут породить такие проблемы, с которыми ранее не сталкивались ни должники, ни кредиторы, ни арбитражные суды.

Как отметил Заместитель Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ В.В. Витрянский в своем введении к Комментарию к Закону о банкротстве, «принятие нового Закона о банкротстве вряд ли можно рассматривать в качестве стабилизирующего фактора в этой сложной области правового регулирования экономических отношений. Очевидно, что законодательство не может сохраняться в неизменном виде в течение длительного периода. Следовательно, речь идет лишь об очередной краткосрочной реформе правового регулирования несостоятельности (банкротстве)».